75 лет Победы

ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ОТКРЫТКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ




В суровые годы Великой Отечественной войны, когда миллионы разлученных людей с тревогой и надеждой ждали вестей от близких, самым радостным приветом для них была почтовая открытка.

В это время в стране был острый дефицит бумаги и по этой причине уже в августе 1941 года был прекращен выпуск 20 центральных газет и 179 журналов. Тем не менее это никак не коснулось тиражей открыток. Стране была необходима эффективная пропаганда, и открытка с изображениями патриотического содержания очень подходила для этих целей.

В первые месяцы войны наибольшее распространение получили простая почтовая карточка и письмо-треугольник (по-особому свернутый лист бумаги), на которые даже не требовалось наклеивать почтовые марки, т.к. большинство корреспонденции в военные годы пересылалось бесплатно. Кстати, до этого подобные почтовые карточки в СССР не выпускались.

Уже осенью 1941 года начался массовый выпуск иллюстрированных открыток. В качестве иллюстраций использовались агитационные плакаты, сатирические изображения, карикатуры, картины военных баталий, документальные фотографии боевых эпизодов, портреты великих русских полководцев и героев войны и даже тексты песен. В целях безопасности запрещалось печатать открытки с панорамными видами городов. Но несмотря на отсутствие видовых открыток во время войны, фотокорреспонденты делали снимки боевых эпизодов – советские бомбардировщики в полете, колонна мотоциклистов на марше, наступление на врага и др.

Герои почтовых карточек – суровые войны, храбрые медсестры, труженики тыла – были понятны и бесхитростны, и народ им верил. Они не улыбаются и не смеются, они призывают в бой, к воинскому и трудовому подвигу. Глядя на них, даже сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, нельзя остаться равнодушным. Они вызывают участие и тревогу.

На открытках можно было увидеть и врагов. Они изображались полной противоположностью воинам-героям. Фашистов представляли то смешными (а смешное, согласитесь, не может вызывать страх), глупыми и слабыми, то, наоборот, в виде страшного зверя. Такое представление врага было способно вызывать лишь пренебрежение и ненависть.

Отдельная серия открыток была посвящена Героям Советского Союза с их портретами и описанием подвига. Такие карточки играли роль своеобразного источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а также среди мирного населения. Так о подвигах героев узнавала вся страна.

Также в годы войны началась массовая популяризация великих русских полководцев – Суворова, Кутузова, Александра Невского. Их именами называли ордена, о них снимали фильмы, миллионными тиражами выпускались открытки с их портретами и знаменитыми изречениями.

Огромное значение на войне играла песня. Она вдохновляла на бой, согревала, помогала жить, сражаться и верить в победу. Поэтому большим успехом пользовались открытки со словами русских народных и советских песен, таких как: «Синий платочек», «Землянка», «До свиданья города и хаты» и др. Текст песен размещался на лицевой или адресной стороне в зависимости от типа открытки, но всегда сопровождался иллюстрацией. И, конечно, огромными тиражами выпускались открытки с Гимном Советского Союза.

Безусловно, что в годы Великой Отечественной войны открытки были орудием пропаганды и служили для поднятия боевого духа и настроения солдат и тружеников тыла. Сюжеты фотооткрыток были несколько идеализированы и приукрашены, тем не менее они являются источником информации о боевой технике, военном костюме и, конечно, свидетелем великого подвига нашего народа. Но главное, что иллюстрации на открытках внушали советскому народу надежду и уверенность, что враг будет разбит и наступит великий День Победы.